Многие люди, употребляя слово "портфолио", лишь смутно представляют, о чём идёт речь. Часто под этим словом подразумеваются просто фотографии для сайтов знакомств. Порой, говоря "портфолио", человек подразумевает "художественный портрет"… Даже когда заказчик правильно понимает, что ему нужно именно портфолио, он может путаться между актёрским и модельным портфолио. Что такое модельное портфолио?
Портфолио — это визуальное "резюме" и "каталог" того, что модель может сделать. Это наиболее важный инструмент модели для общения с заказчиками и получения работы. Модельное портфолио содержит серии фотографий модели размером 20×30 см. (или, реже, 15×21 см.) вплоть до "вырезок". Книгу, папку, содержащую портфолио, часто профессионалы называют "бук". Вырезки — это копии или оригиналы реальных рекламных страниц, обложек и статей, где использовались фотографии модели. Вырезки очень важны в портфолио, потому как они показывают, что модель реально работала с настоящими заказами. Портфолио должно обычно содержать снимки, которые характеризуют модель в наиболее привлекательном виде для типа работы, которую она пытается получить. Другими словами, если вы пытаетесь получить работу модели по показу купальников, ваше портфолио должно содержать несколько изображений в купальниках вместо серий изображений в зимней одежде. Что такое актёрское портфолио?
Отличие актёрского портфолио от портфолио модели на первый взгляд незначительное: модель показывает в портфолио, как она может быть красивой, актёр — какие роли, какие образы он может сыграть. При создании актёрского портфолио делается упор не на внешний вид, а на эмоциональную составляющую образов. В таких портфолио часто отсутствуют портреты в обтягивающих костюмах, может не быть портрета в полный рост, встречаются изображения, на которых практически не видно лица актёра… Порой актёрское портфолио заказывают танцоры. В этом случае упор делается на пластику танца, на то, как актёр может раскрыть замысел хореографа. * * *
Дальше в статье идёт описание модельного портфолио, как наиболее популярного среди заказчиков. Два базовых снимка — портреты крупного плана и в полный рост. Основные снимки, которые должны быть в портфолио каждой модели, это портрет лица и портрет в полный рост. Наиболее важная составляющая модели — это её лицо.
Лицо модели — 90% того, что заставляет или не заставляет говорить "красавица" о модели, и именно лицо помогает нам оценивать её индивидуальность и характер. Великолепно сделанный портрет лица сильно увеличивает шансы модели получить работу. Также, в большинстве случаев, клиент хочет знать, как выглядит тело модели. Портрет в полный рост в обтягивающей одежде, танцевальном трико, купальнике или нижнем белье покажет фигуру модели. Помните, что ростовой портрет — это показ контуров вашего тела и вы потерпите фиаско, если наденете свободную или мешковатую одежду. (Обычно свободная одежда делает вас полнее, чем есть на деле. Кроме этого создаётся ощущение, что вы пытаетесь скрыть свою фигуру.) Другие "основы" портфолио
В дополнение к упомянутым выше снимкам в портфолио обычно включают несколько портретов в 3/4 роста (от головы до бёдер) в различной одежде, чтобы показать вид модели от официального до будничного. Если у модели чрезвычайно красивые руки, или ноги, или ступни, или спина, крупный план этой части тела также должен присутствовать в портфолио. Также очень важно показать, как модель может "взаимодействовать" с товарами или другой моделью. Поэтому, присутствие нескольких фотографий, которые выглядят как рекламные также очень важно для создания динамичного и цельного портфолио. По возможности, вы должны включать в своё портфолио вырезки из журналов. Вырезки увеличивают вероятность получения вами работы, т.к. они демонстрируют, что вы имеете реальный опыт работы. Как много фотографий? Портфолио обычно содержит 20-30 фотографий и вырезок. В любом случае, главное — качество, а не количество. Портфолио всего с пятью отличными снимками всегда будет лучше, чем портфолио с 20-ю отличными и 20-ю посредственными. Аккуратный отбор снимков очень важен. По мере того, как вы будете получать опыт и собирать новые снимки и вырезки, используйте лучшие из них для замещения устаревших снимков в своём портфолио. Никогда не включайте в портфолио плохие фотографии или разорванные листы для "увеличения числа" страниц. Клиенты и фотографы будут всегда помнить вас по самому плохому изображению в вашем портфолио. Усложните им поиск ваших недостатков! Клиенты и фотографы одинаково здраво оценивают наличие у модели "свежего" портфолио (это значит, что клиент не будет рад смотреть фотографии "кого-то другого" с волосами до талии, если вы придёте с короткой стрижкой). Так что даже если снимки великолепные — если они не соответствуют вашему текущему виду — вы должны удалить их из портфолио. Делайте их запоминаемыми
Всегда помните, что вы соревнуетесь, порой, с тысячами других моделей за весьма небольшое число вакансий. Именно потому изображения в вашем портфолио должны быть драматичны и запоминаемы настолько, насколько возможно. Пытайтесь сделать ваши фотографии иными и запоминающимися. Также полезно иметь несколько фотовизиток с наиболее драматичными вашими фотографиями. Клиент может захотеть оставить ваши "крутые фотографии" у себя в визитнице. Будьте уверены, что фотографии в вашем портфолио в "хорошем вкусе". Обнажённые фотографии хороши только если они художественной или модной направленности, но если модель выглядит, будто она пытается стать порнозвездой, — большинство клиентов откажутся от такой модели. Также будьте осторожны, если вы путешествуете за пределы страны. В больше части стран Среднего Востока считается преступлением ввозить фотографии обнажённого тела в страну, и, если вы это сделаете, вы можете быть арестованы и заключены в тюрьму. Если у вас есть особая великолепная фотосессия (где каждая фотография выглядит великолепной и сложно выбрать из них "лучшую") вы, возможно, захотите добавить в своё портфолио индексную страницу с этой фотосессии. Это для того, чтобы клиент смог увидеть многообразие поз на отпечатке. Указывайте контактную информацию ВЕЗДЕ
Отлично, вы оставили клиенту своё портфолио — но ответной реакции не последовало… Теперь, когда вы пришли повторно, он не может найти ваше портфолио — и никто не знает, где оно! Удостоверьтесь, что в вашем портфолио есть ваше имя, название вашего агентства и контактная информация. Если ваше портфолио было потеряно или украдено, это единственная возможность, чтобы оно смогло вернуться к вам. Хороший совет размещать эту информацию на первой странице портфолио и на "багажной бирке", прикреплённой к нему снаружи. Вы всегда должны держать своё портфолио "под рукой". Вы не сможете угадать заранее, когда вам позвонят от клиента и предложат встретиться, и ваше портфолио в этот момент должно быть при вас. Однако, некоторые агентства будут хотеть показывать ваше портфолио в своих офисах, и некоторые клиенты могут захотеть оставить портфолио у себя на какое-то время. Вместо того, чтобы оставлять "официальное большое" портфолио, разумнее сделать "копию" портфолио с теми же фотографиями, но меньшего размера. Миниатюрное портфолио обычно содержит отпечатки размером 13×18 или 9×13 см. Большинство фотографов дадут вам очень хорошую скидку, если вы закажете у них по нескольку отпечатков каждой фотографии, и это отличный способ сделать множество портфолио. Другая альтернатива: сделать "пробное" портфолио, где использовать цветные фотокопии вместо оригинальных изображений. Но убедитесь, что фотограф дал вам письменное разрешение на создание фотокопий со своих фотографий. Какого размера нужны фотографии?
Портфолио бывают различных размеров, и большинство профессиональных агентств даст вам бук с их именем, напечатанным на обложке. Чаще всего буки имеют размеры 20×30 или 28×35 см — так что полноразмерная страница журнала может поместиться в них целиком. Я предпочитаю размер бука 28×35 см, просто потому, что большего размера отпечатки выглядят более впечатляюще и более профессионально. Тем не менее, спросите ваше агентство об их предпочтительном размере портфолио до того, как будете покупать бук или отпечатки. Если ваше агентство не имеет готовый к продаже бук для вас, вы можете купить его в магазинах для художников или фотографов. В магазине спросите про "папку для презентаций с прозрачными страницами". Они бывают нескольких стандартных размеров: 20×25, 20×30, 28×35, 40×50 и 50×61 см. Большинство имеет 10 листов, на каждом из которых можно разместить 2 отпечатка (по одному с каждой стороны листа). Как часто надо обновлять портфолио?
Помните, что вас нанимают только на основании фотографий в вашем портфолио. Если вы изменили свой облик, вам необходимо поменять фотографии в портфолио. Если вы не обновите изображения, это будет выглядеть очень непрофессионально. Учитывайте также ситуации, что вы можете быть наняты на основе вида вашей композитки или портфолио, а в жизни вы уже с другой причёской или цветом волос. Вы для всех стоите времени и денег, и никто не захочет дополнительно возиться с вами. Как минимум, каждые 6 месяцев все ваши фотографии в портфолио должны быть заменены. Сначала… ваш вид меняется. Потом, это даёт вам "реалистичные рабочие цели" для попыток получить как минимум 15 заказов в ближайшие 6 месяцев. К счастью, постоянные заказы и тестирования с участием фотографа дают постоянный приток новых фотографий. Также, будьте уверены, что если вы измените свой облик, вы сможете быстро сделать новые фотографии. Даже если вы не меняете свой облик, разумно делать новые фотографии каждые несколько месяцев просто для того, чтобы сохранять навыки позирования перед камерой. Что такое композитки (композитные карты, индексные карты, Zed'ы/Sed'ы)
Композитные карты имеют множество названий. Изначально их придумал в Германии Себастьян Сед (Sebastian Sed). Из-за различий в произношении немецких и английских слов "Сед" превратился в "Зед". От фамилии автора пошёл один из вариантов названия. В России же композитные карты чаще называют "композитками". Композитки — миниатюрные портфолио, удобные для массового тиражирования. Это что-то типа визитных карточек, только большего размера (обычно композитки имеют размер 15×22 см). С лицевой стороны композитки обычно размещают крупноплановый портрет модели и её имя. Оборотная сторона заполняется несколькими фотографиями модели в разных стилях. Также там обычно размещают параметры модели (возраст, размеры, цвет глаз и волос, вес, рост, размеры одежды и т.п.) и контактную информацию агентства, с которым у модели подписан контракт. Если у модели есть особые таланты и достоинства, это обычно также отражается на композитке. Большинство композиток делаются чёрно-белыми, в то время, как композитки крупных агентств обычно полноцветные. Стиль оформления композиток может быть очень разным, так что многие агентства имеют типовой вариант композитки, который рекомендуется для использования моделью. Модель сама оплачивает создание своих композиток, точно также, как и фотографий для портфолио. Вам понадобится новый набор композиток каждые полгода (для соответствия фотографиям из портфолио), так что не заказывайте их слишком много, чтобы не выбрасывать тысячи уже ненужных карточек. Для начала достаточно тиража в 100-200 штук. Вы всегда можете допечатать ещё, если это понадобится. Если вы не работаете с агентством, профессиональные фотографы, которые снимают для композиток и портфолио, могут помочь вам отобрать изображения, сделать дизайн композиток и порекомендовать типографию. Также существует множество компаний, которые занимаются печатью композиток. Попросите у них примеры их работы до того, как делать заказ на печать, т.к. качество печати сильно различается у разных типографий. Ещё одна возможность — создание композиток-фотокопий. Высококачественный цветной копир (или компьютер с хорошим сканером и высококачественным цветным принтером) позволят вам делать временные композитки до тех пор, пока вы не будете готовы к заказу профессионально сделанных (в исключительных случаях, если вам нужно обновить фотографии на лучшие, если у вас сейчас нет денег на большой заказ, если вы ждёте подписания контракта с агентством и планируете использовать их дизайн композиток и т.п.). Композитки предполагают, что вы их будете обильно раздавать. Всегда держите несколько композиток в портфолио для раздачи их клиентам, и контролируйте, чтобы у вашего агентства также был запас ваших композиток, чтобы они могли их раздавать потенциальным клиентам при необходимости. Что ещё можно сделать?
Всегда имейте при себе несколько фото-визиток (миниатюрные версии ваших композиток), которые можно всегда хранить в кошельке и раздавать при малейшем удобном случае. Сделайте интернет-версию своего портфолио со свежайшими фотографиями и информацией о своих рейтингах и о том, как нанять вас на работу. Пытайтесь создавать совместные проекты с фотографами для создания открыток, постеров, плакатов, календарей для продвижения вас обоих. Всё это может продаваться или просто раздаваться перспективным клиентам (это увеличит шансы, что клиент задумается о найме вас на работу).